Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Калараш Дмитрий Леонтьевич - Герой Советского Союза.

Опубликовано 12.12.2013

Калараш Дмитрий ЛеонтьевичКалараш Дмитрий Леонтьевич     Несколько слов о лётчике-истребителе, человеке огромного мужества и отваги. Сегодня я расскажу ещё об одном позабытом герое Великой Отечественной войны.

     Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. В 1913 году родители переехали на Дальний Восток. В 1916 году умерла его мать, а в 1919 году в бою под Благовещенском погиб отец - партизан. Поэтому родным для Дмитрия стал детский дом. В 1932 г. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

      Работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Услышав о формировании в первые дни войны авиационных истребительных частей из испытателей-добровольцев, всеми правдами и неправдами упросил своего начальника отпустить его. Дмитрий Калараш сразу был назначен заместителем командира 402 ИАП 236 ИАД.

Стефановский Пётр МихайловичСтефановский Пётр Михайлович      Командир 402-го ИАП Подполковник П. М. Стефановский характеризовал Калараша как человека сильного, ловкого, доброго и на редкость весёлого. Ему буквально ни минуты не сиделось на земле. Он бомбил вражеские войска и технику на переправах и аэродромах, летал на разведку в тыл противника, патрулировал над перегруженными коммуникациями, прикрывал от вражеских бомбардировщиков наземные части, вёл групповые и одиночные бои в воздухе. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой на смуглом, восточного типа лице, запускал мотор и быстро уносился в небо. Поистине неутомимый, прирождённый воздушный боец! Вскоре он уже открыл счёт сбитым самолётам.   

Руденко Сергей ИгнатьевичРуденко Сергей Игнатьевич     Маршал авиации С. И. Руденко вспоминал как летом 1941 года на усиление 37-го бомбардировочного авиаполка в Домослав прибыла группа лётчиков из 402-го ИАП на самолётах МиГ-3. Командовал ими Дмитрий Калараш, уже отличившийся в боях под Невелем. В один из дней "МиГи" вылетели на сопровождение группы бомбардировщиков СБ и Пе-2, летевших бомбить вражеский аэродром у города Демидова. При нанесении удара, один из СБ был повреждён. На пути домой он стал отставать от группы, а до аэродрома было около 200 км. Тогда от общего строя отделились один Пе-2 и один МиГ-3. Они пристроились к повреждённой машине и организовали её прикрытие. На обратном пути 4 Ме-109 пытались атаковать подбитый СБ, но всякий раз были отбиты заградительным огнём с Пе-2 и стремительными ответными атаками МиГ-3. В этой неравной схватке наши лётчики вышли победителями и благополучно вернулись на свой аэродром. Пилотом этого "МиГа" был Дмитрий Калараш, а "Петлякова" - Капитан Васякин.

      В один из июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали 3 советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков - П. М. Камозин. Не доходя до цели, Калараш заметил три пары вражеских истребителей. Они шли на сближение. Он приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Так и сделали.

     До «мессершмитов» остается 300, 200, 100 метров... Не дрогнула натренированная рука, не подвел опытный глаз. Есть! Другой немецкий истребитель сбил второй летчик. Остальные, видя, что столкнулись с мастерами воздушного боя, уклонились от схватки.

     Товарищеская выручка в самой сложной обстановке была для Калараша священным долгом. Так, 19 июля 1942 года в районе Ростова - на - Дону был подбит самолёт командира 236-й истребительной авиационной дивизии генерал - майора авиации И. Д. Климова. В результате прямого попадания снаряда самолёт загорелся, правое крыло отвалилось, машина вошла в штопор. Генералу, получившему сильные ожоги, удалось покинуть самолёт и раскрыть парашют. Но на него сразу же набросились вражеские истребители и стали поливать пулемётным огнём. В этот момент на помощь командиру пришёл Калараш и до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей. Генерал благополучно приземлился. Не медля ни минуты, Калараш сел прямо в поле и подрулил к нему. Генерал был плох: ожог лица и рук, осколочное ранение...

Климов Иван ДмитриевичКлимов Иван ДмитриевичВспоминает генерал-полковник Иван Дмитриевич Климов:

- Майор! Кто дал вам право на такой риск? Подумать только, ввязаться в бой сразу с девятью истребителями противника!
- Но я сбил два «мессера»!
- Видел, Митя, все видел. - Голос генерала Климова потеплел. - Переживал очень. Помочь было нечем. Хоть из пистолета стреляй по ним. Но рисковал ты в воздухе излишне.
А про себя генерал, не отрываясь следивший за беспримерным боем, подумал: «Какой пилот! Расчетлив, умен, не теряется в сложнейшей обстановке. Рожден для авиации!»

     Отстегнув парашют, Майор Калараш взвалил Климова на спину, усадил в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. Раненый командир был доставлен в госпиталь.

     Летом 1942 года обстановка стала очень напряженной. Фашисты стремились во что бы то ни стало уничтожить черноморскую группу наших войск, прорваться к Грозному и Баку. В кубанском небе разгорелись ожесточенные сражения. Здесь одновременно находились тысячи машин. Летчики по 5 - 6 раз в день вылетали на задания.

      В этих боях Калараш применил тактическую новинку, используя воздушную обстановку над горами Кавказа. Ведя неравный бой с истребителями противника, он вдруг переводил самолет в отвесное пике и имитировал падение, скрываясь в глубоком ущелье. Затем неожиданно появлялся в хвосте потерявшего бдительность немецкого летчика и меткой пулеметной очередью сбивал его.

     В бою был настойчив, навязывал противнику свою тактику и технику ведения боя. Его любимый маневр - заставить противника вести бой на фигурах высшего пилотажа - давал ему преимущества. Он имел свой почерк и в штурмовых атаках: не только умело прикрывал штурмовиков, но и сам участвовал в нанесении ударов по врагу.

Истребитель МиГ-3.  На такой машине с лета 1941 года сражался Дмитрий Калараш.Истребитель МиГ-3. На такой машине с лета 1941 года сражался Дмитрий Калараш.

     10 октября Калараш вылетел на боевое задание с лётчиками 518-го истребительного авиаполка, на этот раз он летел в паре с Капитаном С. С. Щировым. Пятёрка наших истребителей прикрывала группу самолётов И-16 и И-153, вылетевшую на штурмовку соседнего Агойского аэродрома. В районе цели группу атаковали немецкие истребители: 4 Ме-109 и 8 Ме-110. Каларашу удалось сбить один Ме-110, но в целом этот бой закончился для нас неудачно, было сбито 3 советских самолёта, погибло 2 лётчика.

     Во второй половине дня Калараш вновь вылетел во главе пятёрки истребителей на прикрытие своих войск. Боевой порядок построили в два яруса. Нижнюю тройку вёл Лейтенант В. Г. Мозоль, выше, прикрывая их, шла пара Калараша и Щирова. Подлетая к линии фронта, встретили немецкие самолёты: 11 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении 8 Ме-109 шли бомбить наши войска. Советские истребители устремились навстречу врагу. Нижнее звено атаковало "Юнкерсы", а Калараш и Щиров завязали бой с истребителями прикрытия. После того, как оба лётчика сбили по одному Ме-109, у Щирова отказало вооружение, а на "Яке" Калараша был пробит бензобак. Но лётчики продолжали бой. Щиров, несмотря на то, что не мог использовать оружие, очень искусно имитировал атаки. Воздушная схватка продолжалась 25 минут. Немцы, не выдержав напора наших асов, вынуждены были вскоре прекратить бой и уйти в сторону своей территории.

     29 октября подполковник Д. Л. Калараш вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й Гвардейской стрелковой бригады, наносившей контроудар по противнику, прорвавшемуся в направлении посёлка Лазаревское (ныне это район города Сочи Краснодарского края). Вместе с ведомым Капитаном С. С. Щировым, будущим Героем Советского Союза, он вступили в бой с шестёркой Ме-109. Когда 2 из них были уже сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идёт на посадку. Немцы пытались сбить планирующий истребитель Щирова, но Калараш прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности.

     Отбивая атаки врагов, Дмитрий, получив несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешечённую машину в лобовую атаку. Противник пытался уклониться, но не успел: Калараш таранил вражеский истребитель. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом из повреждённой машины, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернётся. Но через 2 дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша действительно доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось.     

Могила Д.Л. КаларашаМогила Д.Л. Калараша     Похоронен в посёлке Лазаревском города Сочи Краснодарского края. 

     С учётом побед в последнем бою, Дмитрий Леонтьевич Калараш успел сбить лично 11 и в группе 6 самолётов противника. (Многие источники указывают на 14 личных и 6 групповых побед).

     13 Декабря 1942 года подполковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Приказом Министра обороны СССР Д.Л. Калараш навечно зачислен в списки личного состава авиационной воинской части.

     Именем Героя названа улица в городе Люберцы Московской области.

 

     Дмитрий "Замполит" Орлов.

 

     На основе материалов с сайтов http://www.airaces.ru/http://airaces.narod.ru/, воспоминаний маршала авиации                        С. И. Руденко, генерал-полковника авиации И.Д. Климова.

     Вверх