Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Наша техника



БОЛОТОХОД  "МАЛЫШ".

Предыстория  создания.

Болотоход "Малыш-1"

    Одним из основных направлений деятельности поисково-технического отряда «Раритет» является  сбор, систематизация и проверка информации. Это делается как техническими средствами, так и с помощью работы  с местным населением. Сколько захватывающих интересных историй, рассказов и легенд выслушивали наши поисковики. Подсчитано, что даже 5 процентов достоверности информации от услышанного  является большой удачей. На предложение поработать в качестве проводника, несмотря на явную заинтересованность в его глазах, местный житель чаще всего отвечает отказом по причине занятости, слабости здоровья и т.п. Хуже бывает, если нанятый проводник на деле оказывается полупроводником. Т.е. где-то на половине пути он заявляет, что на самом деле он искомый объект никогда сам не видел и ведет нас исключительно по рассказам другого «аборигена», который точно это видел, но уже спился. И вообще, вторую половину пути к объекту он поведет нас в другой раз по каким-то внезапно возникшим весомым причинам.

    Чтобы как-то сэкономить время, потраченное на работу с проводником, а также сделать его более сговорчивым, в2004 г. было решено изготовить легкий мобильный болотоход.

    По техническому заданию машина должна была перевозить 1-2 человек по болоту, переплывать водные преграды, быть предельно простой и надежной и перевозиться легковым транспортом. Под данное техзадание, по ориганальным чертежам Мысливца Андрея Борисовича, был спроектирован и построен болотоход "Малыш-1".

Болотоход "Малыш-1"

    Вездеход представлял собой несущий каркас из трубчатых профилей, с жестко прикрепленной задней подвеской - задний мост Нива. Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная с использованием доработанных узлов 2108 и переднего редуктора Нивы. Силовой агрегат от инвалидной мотоколяски с ее же задним мостом в качестве раздаточной коробки. Колеса сверхнизкого давления на кустарных дисках и камерах от ИЛ-76 1300 мм. Толщина камер 4  мм, для большей надежности на них одевался еще один слой из прорезанной камеры. Грунтозацепами являлась тросовая шнуровка с одетыми дюритовыми шлангами. В общем, колеса являлись самым слабым местом конструкции. Несмотря на толщину в 8  мм, отсутствии корда в бреккере шины, приводило к проколам на острых пнях и корягах. Правда, и на  трех колесах машина успешно возвращалась. При общем весе в 300 кг, 180  составлял вес колес и только 120 кг самой конструкции. Вездеход прекрасно плавал и ходил по чистому болоту с одним человеком, а с двумя мощности в 18 л.с. явно не хватало, приходилось двигаться на 2 и даже на 1 передаче. А как показал  опыт эксплуатации, при наличии спецтранспорта, местный проводник легко соглашался ехать на болото, но настаивал на необходимости взять с собой еще и его друга, а также верного и единственного спутника жизни – его собаку, еще немного еды и много выпивки. Поэтому грузоподъемности машины  всегда не  хватало. Особенно тяжело "Малышу-1" приходилось в густом подлеске. Всегда  существовала опасность  пробить колесо, а  веса  машины было  явно  недостаточно, чтобы валить частокол березок и осинок. Недостаток  мощности  также  чувствовался  на  разбитой ГТСами  лесной  дороге, где  глубина  залитой  колеи  доходила  до  одного  метра.

ГТС

    Машина  проходила  испытания  в  разных  условиях, в  том  числе  на озере  Рдейское  в  Новгородской  обл. Повозили  мы  на  ней  разных  «сказочников – былинщиков», зато  кое – что  увидели  своими  глазами и «глазом»  фотоаппарата. Трехлетний  опыт эксплуатации убедительно  доказал необходимость  создания  более  мощного  болотохода с  грузоподъемностью  500  кг, вместимостью 5  человек, но значительно  более  проходимого чем  серийно  выпускаемые «Треколы», «Литвины», «Хищники», «Петровичи» и т.д. Нужна была абсолютная  проходимость , пусть  даже в ущерб  комфорту.

    По  техническому  заданию машина  должна  одинаково  хорошо ходить по  густому  подлеску, болоту, грязи, снегу и воде, быть не убиваемой  и  предельно  простой в  управлении. С таким  расчетом, чтобы при необходимости с  ней  смог бы справиться  как средне  - статистический  «водятел»  категории «В», так и  местный  тракторист, уже  принявший дозу  самогона. А еще вездеход должен быть максимально  ремонтопригодный, чтобы любую запчасть  можно было купить  хотя бы в райцентре.

    Это  была  чертовски  сложная  задача с  взаимоисключающими  требованиями, практически  невыполнимая. Поиск  золотой  середины занял более двух лет. Результат - толстая  папка  расчетов, чертежей, эскизов и  прочих  каракулей. И  все это затем  слепили из металла.

    В процессе эксплуатации вездеход дорабатывался и модифицировался. В данный момент на вооружении отряды мы имеем болотоход "Малыш-3М".Болотоход "Малыш-3М"

    Вес  650  кг, грузоподъемность  номинальная500 кг. Скорость  по воде не  более 5  км / час, по  шоссе не  более 70  км/ час. Посадочных  мест 3 и  2 дополнительных. Длина  машины  3800, ширина2050 мм. Имеется  вал  отбора  мощности для  навесного  оборудования и  для  буксируемого  активного  прицепа.

    Двигатель. Выбор  остановился на 21083 не  только  по  причине  дешевизны, простоты и  ремонтопригодности. Он  достаточно  надежен, прощает  перегревы и  плохое  топливо. А  что будет, например, с  японским дизелем,  если он  отведает  местной  солярки? А что  делать на болоте  с электронной  системой  управления, если, после  очередного  ныряния в  плюху, она  окажется  залитой  водой? О  турбине вообще  умолчим. И дело  здесь не в сложности и сроках  ремонта. Машину  невозможно  эвакуировать  из  непроходимого  болота. Остается  лишь, вспоминая  японскую  маму во  всех эпитетах,  выводить  людей,  остальное  - бросить. И с  веселой  детской  песенкой:  Прилетит  вдруг  волшебник  в  голубом  вертолете: двигаться  пешком  по  пояс  в  жиже в  сторону  дома  со  средней  скоростью  800  метров  в  час. С  собой  можно  взять  лишь  собственную  душу, вес  своего  организма  для  многих  покажется  неподъемным. Классная  перспектива!

Болотоход "Малыш-3М"    Поэтому  21083  с  карбюратором. Правда,  двигатель  существенно  доработан, изменено  питание, ГРМ и  еще  кое-что. Например, двигатель  держится  на 4-х  подушках. Вместе  с КПП  и  редуктором,  силовой  агрегат  компактно  разместился  в  центре  тяжести  машины, но  развернут вдоль  корпуса.  Управление  КПП рычажно – тяговое, конфигурация  включения  передач  сориентирована  как  на  ВАЗе. Люфты  рычага переключения традиционно  большие, как на  всех  переднеприводных  ВАЗах, это раздражает  с  непривычки.  Главная  пара  выполняет  функцию  редуктора,  сателлиты  заблокированы. С одной  полуоси  идет  отбор  мощности  на  раздаточную  коробку, с  другой -  на  вал  привода  вспомогательных  агрегатов. Конструкция  машины  позволяет,  оставаясь  на  плаву, снять– поставить  двигатель  или  КПП, используя  для  этого  штатную лебедку  в  ручном  режиме и  дугу  безопасности  в  качестве  кран-балки. Расчетное  время  30  + 35  минут или  50  +  50  минут  соответственно. Аналогов  такого  инженерного  решения  ремонтной  операции  мы  пока  не  встречали. 

    Раздаточная  коробка  от  Нивы с доработками  и  измененными  фланцами.

    Мосты  УАЗ «гражданские» с  доработками. На  «гражданских»  остановили  свой  выбор  после  многочисленных  консультаций  с  бывалыми  УАЗоводами. Запугали  они  нас  оборванными  грибками  на  редукторных  мостах. К  тому  же  на  момент  конструирования, блокируемые  дифференциалы  были  только  для  гражданских  мостов. Да и  «Трэкол»  для  «Газпрома»  ставит  тоже  гражданские. В общем,  сравнительных  испытаний  между  гражданскими и  военными  мостами  мы не  проводили,  поэтому  червь  сомнения  немного  грызет.Болотоход "Малыш-3М"

    Но  пока  «колхозники»  нас  не  подводили.

    Кузов  несущий, частично  герметичный, из  дюрали Д16 т, задний  борт  открывающийся.

    Колеса и  диски  серийные  1300х500 сверхнизкого  давления, универсальная  самоочищающаяся  елочка. Автоподкачку  так  и  не доделали – терпения  не  хватило.

    Рулевой  механизм  реечный  2108 с  оригинальным  рулевым  редуктором.

    Система  охлаждения  принудительная – два   вентилятора  работают  в  3-х  режимах. Радиатор  находится  в  центре  машины и  практически  неуязвим.

    Все  основные  узлы  и  агрегата  защищены, находятся  внутри  корпуса  в  районе  Ц.Т. Водитель  и  два  пассажира  сидят  в  районе  Ц.Т. спиной  друг  к  другу, два  дополнительных  места  в  грузовой  платформе.

    Благодаря  достаточной  мощности  и  редукции,  машина  легко  поднимается  на  крутые  склоны  практически  на  грани  опрокидывания  назад.  А с  помощью  лебедки  можно  подняться  и  по  вертикали.

    Управлять  машиной  приятно,  быстро  привыкаешь  к  габаритам  и  высоте,  все  органы  управления  под  рукой. Единственное  к  чему  не  удается  привыкнуть – это  невероятная  проходимость. Обыденный  опыт  водителя  вездехода  с  30 – летним  стажем  подсказывает, что  здесь  не пройти, но  Малыш – 3М  на  2-й  передаче, неспешно  переваливаясь, равнодушно  ползет  вперед,  под  восторженные  вопли  пассажиров:  «Нереально!»  и  непарламентские  выражения. Но  все  это  укладывается  в  рамки  расчетов,  никаких  чудес  здесь  нет.

Парковка в озере

    Пожалуй,  самым  большим  недостатком  "Малыша – 3М"  является  отсутствие  закрытой  кабины  и  тента,  но  это  плата  за  малый  вес.  Как  говориться,  лучше  плохо  ехать, чем  хорошо идти  по  болоту.

    Машина  используется  как  для  разведки, так  и  для  проведения полномасштабных  экспедиций,  доставляя  оборудование  и  людей  к  месту  работ.     Осенью  2009 года  вездеход  с  прицепом  перевозил  около  700 кг  оборудования  и  снаряжения  за  раз  по  раскисшему  от  бесконечных  дождей  болоту. В   некоторых  местах  приходилось  идти  даже  на  1-й передаче.  Было  просто  жутко,  т.к.  на  борту  дорогое  арендованное  оборудование.  В  июле  2009 года   «Малыш-3М»  переплывал  болотную  речку  с  бронеплитами штурмовика на борту,  устроив  бобрам  настоящую  панику.

    Привезенную  бронеперегородку  пилотской кабины Ил - 2  отряд  установил  в  мае  2010 года  в  школе №14  г. Жуковский  в  качестве  памятного  знака.Памятный знак на 14-м лицее в Жуковском

    В  ходе  эксплуатации  машина  продолжает  дорабатываться, вносятся  изменения.  Производить  такой  вездеход  для  продажи  представляется  нецелесообразным,  т.к.  в  деревне,  где он  жизненно  необходим,  денег  нет  вообще  никаких,  городские  бизнесмены  рассматривают  машину  как  экзотическую  игрушку для  веселого  пикника.

     А  машина  предназначена  для  работы в  особых  условиях  и  спасения жизней. 

     В данном описании  приведен  общий  ознакомительный  рассказ  о  машине, умышленно  не  указано  большинство  технических  параметров и  конструктивных  решений,  исключительно  из  скромности,  при  полном  почтении  к  уважаемым  производителям  серийных вездеходов.