Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Установка памятных знаков в 2014 году



Илья ЕмельяновИлья ЕмельяновТрагедия самолета ЕР-2 в небе над аэродромом «Кратово»

     Последний день весны 1942 года оказался фатальным для опытного экипажа.

     Изучение архивных материалов периода Великой Отечественной войны открывает трагические страницы авиационных катастроф, происходивших на аэродроме «Кратово». Как известно, аэродром ЛИИ начал свою работу в 1941 году. Вскоре началась война...

     Одним из первых, в феврале 1942 года, на аэродроме разместился 747 авиационный полк дальнего действия. На вооружении у полка были достаточно необычные самолеты — ЕР-2. Прототипом бомбардировщика был пассажирский самолет «Сталь-7», сконструированный в 1930-е гг. итальянским авиаконструктором Р. Бартини, работавшим в СССР. После ареста в 1938 г. Бартини другой известный авиаконструктор — В.Г. Ермолаев создал ДБ-240, переименованный позже в ЕР-2. Летчики часто называли самолет «Ермолаем». Несмотря на ряд новых и нестандартных решений, высокие летные данные, а также большую грузоподъемность, бомбардировщик оказался достаточно капризной машиной. Частые аварии и несчастные случаи привели к замене в авиационных частях ЕР-2 другими самолетами. И все же бомбардировщик вошел в историю как самолет, на котором осуществлялись авианалеты на Берлин в августе 1941 года.

     747 авиационный полк после размещения на аэродроме ЛИИ «Кратово» («Раменское») имел на вооружении примерно 8 исправных ЕР-2. Остальные машины нуждались в ремонте, который не осуществлялся из-за отсутствия необходимых запчастей. Пополнения же новыми самолетами также не ожидалось — бомбардировщик имел достаточно ограниченный выпуск. И тем досаднее для личного состава авиаполка были потери, как боевые, так и произошедшие зачастую из-за случайности. Наиболее трагический случай произошел в ночь с 31 мая на 1 июня 1942 года. На аэродром с выполнения боевого задания возвращался «ЕР-2» под номером «голубая 1». Экипажем командовал опытный летчик, заместитель командира полка майор Иван Петрович Калинин, 1907 г.р. В составе экипажа были: штурман полка, майор Виктор Сергеевич Боков, 1912 г.р., воздушный стрелок-радист, старший лейтенант Василий Порфирьевич Пшеничный, 1919 г.р. и воздушный стрелок Николай Иванович Головинов, 1918 г.р. 

     Самолет шел на одном двигателе — в воздушном бою с противником машина была подбита. До взлетно-посадочной полосы оставалось совсем чуть-чуть. И тут произошло непоправимое...

     По какой-то причине расчет зенитной артиллерии, прикрывавший аэродром, открыл огонь по своим. В авиакатастрофе погиб весь экипаж из четырех человек. 

     Об истории гибели экипажа ЖВ уже писали в 2013 году, но тогда автор не располагал документами о всех жертвах авиакатастрофы и выдвигал предположение, что еще два члена экипажа остались живы. Увы, документы говорят об обратном. Вскоре после трагедии, в 747 авиационном полку дальнего действия началась замена ЕР-2 бомбардировщиками В-25.

     Погибших авиаторов похоронили 2 июня 1942 года на расположенном рядом с аэродромом Новосельском кладбище, ныне известном как кладбище в районе Наркомвода. На могиле, по словам старожилов, был установлен пропеллер. Именно воспоминания одного из бывших жителей Новорождествено, запомнившего фамилию Пшеничный на табличке, прикрепленной к пропеллеру, помогли установить точное число погибших в авиакатастрофе. После переноса села Новорождествено на новое место в связи с расширением аэродрома часть воинских захоронений перезахоронили на Центральное Раменское кладбище. Достоверно известно о перезахоронении останков заместителя командира полка, майора И.П. Калинина. Вероятно, остальные члены экипажа «голубая 1» ЕР-2 так и остались лежать в земле старинного некрополя в районе Наркомвода. Осенью 2013 года на окраине кладбища была открыта мемориальная композиция в память о захороненных на нем более чем 20 советских воинов, в том числе и экипаже ЕР-2.

 

Илья Емельянов - "Жуковские Вести".

Фотографии к статье Ильи Емельянова.

Ссылка на оригинал статьи: http://zhukvesti.info/articles/detail/35142/


Илья ЕмельяновИлья ЕмельяновСтуденты ЖАТа приняли участие в уборке воинских захоронений

     В преддверии празднования дня Победы поисково-технический отряд «Раритет» и студенты ЖАТа провели совместную акцию по уборке двух воинских захоронений на Быковском кладбище. Изначально все могилы советских воинов на этом кладбище были индивидуальными. После окончания войны останки Защитников Родины перезахоронили в две братские могилы.

     Однако несколько могил, видимо по просьбе родных, были сохранены. В глубине некрополя есть могилы летчика-истребителя, младшего лейтенанта Всеволода Андреева (1923-1943), погибшего в авиационной катастрофе на аэродроме «Быково», и техника- лейтенанта Федора Скачкова (1919-1944), умершего в госпитале от тяжелого заболевания. Когда-то за этими захоронениями ухаживали родные и близкие, но за долгие годы, прошедшие после окончания войны, могилы пришли в запустение.

     Осенью 2013 года ПТО «Раритет» и студенты ЖАТа провели большую работу по приведению захоронений в порядок: была вырублена поросль черемухи, проведена уборка, восстановлена надпись на памятнике лейтенанта В.Андреева, а на могиле техника-лейтенанта Ф.Скачкова восстановлен холмик, поправлен и покрашен обелиск и установлена новая табличка.

     16 апреля учащиеся авиационного техникума Сергей Ковалев, Олег Ануфриенко и Никита Рассыпнов совместно с командиром ПТО «Раритет» Андреем Мысливцом и его заместителем Альбертом Сербиновым провели уборку захоронений от прелой листвы и веток. Участники акции намерены и впредь ухаживать за могилами Защитников Родины. В ближайших планах у ПТО «Раритет» значится восстановление утраченного навершия в виде звезды на обелиске Ф.Скачкову, а также покраска ограды на его могиле.

 

Илья Емельянов - "Жуковские Вести".

Фотографии к статье Ильи Емельянова.

Ссылка на оригинал статьи: http://zhukvesti.info/articles/detail/34722/