Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

    Поисковые экспедиции поисково-технического отряда "Раритет"

в 2013 году.



    Летом 2013 года, в конце июля, личный состав ПТО "Раритет" и представители Жуковского внедорожного клуба "ZHUK 4x4" вернулись с поисковой экспедиции. Спасибо поисковому отряду "Александр Невский" за радушный прием. Подробности в репортаже Телеканала "Подмосковье":

Материал телеканала "Подмосковье".

Лето. Поисковая экспедиция в Калужскую область.

    Работы по подъёму обломков истребителя Як-1 проводили три подразделения: поисковый отряд «Александр Невский», Жуковский внедорожный клуб "ZHUK4x4" и поисково-технический отряд "Раритет". Также нельзя забывать и съёмочную группу телеканала «Подмосковье», которая освещала работу поисковиков и вместе со всеми стойко переносила все тяготы и лишения.

 

    Хочется сказать отдельное спасибо ребятам из отряда «Александр Невский» и поблагодарить их за радушный приём и приглашение увековечить историю нашей Родины. Также спасибо всем участникам данной поисковой экспедиции,  всем мужчинам и женщинам, которые отдавали своё время и средства этому благородному делу.

 

    Но вернёмся к самой работе на точке (месте падения самолёта). Не смотря на мелкие нюансы, без которых, как правило, не обойтись, в общем и целом экспедиция прошла успешно. Думаю, что сказался профессионализм ребят из поисковых отрядов и внедорожного клуба, которые действовали вместе, как единый механизм.

 

    Главное в любой поисковой экспедиции не слаженность действий отдельных участников и подразделений, а номера, обычные наборы цифр на ржавых, искорёженных обломках самолёта. У солдата есть смертный медальон, который может сохраниться и вытащить из небытия человека. Конечно не воскресить в буквальном смысле, но вернуть бойца к людям, чтобы человек не считался без вести пропавшим, а продолжал жить в памяти своих потомков. Поэтому цели и задачи данной «работы в полях» были выполнены. Нам удалось найти номера на блоке двигателя самолёта. Данные номера должны помочь установить, обломки какого самолёта лежат в лесном массиве, и кто из героев-лётчиков не вернулся с боевого задания на данной "крылатой машине".

Лето. Калужская область. Номера на двигателе М-105.

    В результате экспедиции нам удалось узнать номер на блоке двигателя самолёта. Их оказалось целых два! Это "121-913 Ж" (буква "Ж" на удалении) и "121-305".

    Два номера двигателя...

    Знаем, что такая ситуация не редкость - так, например, Илья Геннадьевич Прокофьев находил Як-1 (номер неизвестен) с номерами на моторе М-105ПА "115-463" и "125-184" сбитый в декабре 1941 года.

    На сколько нам известно, были и еще такие случаи с двумя номерами.

    Наши поиски зашли в тупик и мы пытались понять, где и, что мы сделали не так.


    Для начала решили предположить, что и эти два номера ("121-913 Ж" и "121-305") не являются истинными номерами двигателя. Люди, более сведущие в маркировке двигателей М-105 (именно эти двигатели и их модификации ставились на истребители Як-1) подсказали, что существует восемь мест дублирования номера. Поэтому мы попросили местных ребят из поискового отряда "Александр Невский" сделать выкладку обломков двигателя и основательно зачистить обломки в определённых местах.

Результат не заставил себя долго ждать. И вот, что получилось...

Лето. Калужская область. "Новые" номера на двигателе М-105.

    Наконец, мы увидели номер, который по всем параметрам походил на номер двигателя М-105 и был продублирован несколько раз отчётливо и без каких-либо ошибок. Это: "121-1305".

    Мы также знали, что самолёт упал на той территории где била фашистов 16-я армия (со второй половины января 1942 г. до мая 1943 г. вела обо­ронительные и наступательные бои на жиздринском направлении).

    Поисковики из нашего отряда, консультировались с именитыми поисковиками и просто с теми, кто хоть чем-то мог помочь нам в поиске самолёта и установлении имени пилота. Благодаря бескорыстной помощи этих достойных людей, у нас была предположительная информация по данному самолёту, которая требовала дополнительной проверки и подтверждения из нескольких документальных источников.

    Всем миром мы смогли установить, что данный самолёт принадлежал 516 ИАП 203 ИАД. Даже удалось предположительно сузить круг поиска до пяти фамилий лётчиков, что не вернулись с боевого задания летом 1942 года. Скажу даже больше, что многие участники данного поиска склонялись к мысли, что один из лётчиков подходит больше чем остальные, но, это были всего лишь наши догадки.

    Нам было нужно документальное подтверждение из ЦАМО. Фонд 516 ИАП оказался пуст, а фонд 203 ИАД за интересующий нас период в архиве просто отсутствует и причина недостачи документов не указана.                       К сожалению - тупик. Оставалась надежда, что где-то в других документах будет продублирована интересующая нас информация, но, к сожалению, её поиски могли затянуться.

    На основании вышеизложенного, руководством местной администрации, органов внутренних дел и поискового отряда "Александр Невский" было принято решение о захоронении данного лётчика на территории мемориального комплекса в селе Букань, как безымянного.

    На торжественном мероприятии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, представители районной и сельской администраций, органов внутренних дел, военкомата, русской православной церкви, учащиеся близлежащих школ, а также воспитанники кадетских классов общеобразовательных школ. Батюшка совершил заупокойную литию. В честь захоронения прошёл траурный митинг, после которого прозвучал салют.

    Поисковый отряд «Раритет» провёл посильные реставрационные работы лопасти данного самолёта и подготовил её к установке в виде памятного знака на месте захоронения лётчика. Мы уже устанавливали подобные памятные знаки на местах упокоения советских пилотов.

Памятная композиция в виде памятника, православного креста и лопасти самолёта Як-1.

     Параллельно с работой в архиве, заместитель командира нашего отряда направил письменный запрос в ЦАМО вот с каким содержанием:

Запрос в ЦАМО РФ.

     И вот, 28 января почтальон вручил лично в руки Дмитрию Викторовичу Орлову долгожданное письмо из архива. В конверте лежал ответ из Центрального Архива Министерства Обороны. Вот то, что нам соизволили ответить:

Ответ из ЦАМО РФ.

     Переписка с архивом не принесла результатов, да и при работе в ЦАМО нам не удалось увидеть документы, описывающие боевой путь 203 ИАД с 06.02.42-12.11.42гг. 203 ИАД приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразована в 12-ю гвардейскую истребительную Знаменскую Краснознаменную ордена Богдана Хмельницкого авиационную дивизию (516 ИАП преобразован в 153-й Гв.ИАП) . Поэтому в архиве вместо         203 ИАД нужно было искать 12 Гв.ИАД. Вот реквизиты документов, доступ к которым закрыт на сегодняшний день: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 - "Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии", 06.02.42-12.11.42, 45 листов, коробка 10157». Именно в этих документах черным по белому отображена интересующая нас информация. Сотрудник ЦАМО, по ряду причин пожелавший остаться неизвестным, поведал, что данные документы были изъяты из архива ещё после войны для поиска самолёта Леонида Хрущёва, сына Никиты Сергеевича Хрущёва, который не нуждается в представлении. После поисков места падения самолёта Леонида Хрущёва нужные нам документы в ЦАМО не вернулись. Такова версия работника архива, подтвердить или опровергнуть которую не представляется возможным. Но другого объяснения у нас нет.

     В надежде что искомые нами документы всё-таки находятся в ЦАМО, Д.В.Орлов написал письмо начальнику ЦАМО, Пермякову Игорю Альбертовичу. Вот текст сего повествования.

Письмо И.А.Пермякову лист 1 и 2.

     И вот, что ему ответил Игорь Альбертович.

Ответ И.А.Пермякова лист 1 и 2.

     Надежда не увенчалась успехом. Похоже, что искомых нами документов в архиве действительно нет. А информация, которую нам сообщил Игорь Альбертович, и так была известна. Поэтому, проанализировав вышеизложенные данные из документов ЦАМО и других архивов, находящихся в открытом и закрытом доступе, ещё раз детально изучив место падения самолёта и прилегающую к нему местность, а также вышеуказанный район и хронологию боевых действий в годы ВОВ, руководство поисково-технического отряда «Раритет» (г.Жуковский Московской обл.) и поискового отряда «Александр Невский» (г.Людиново, Калужской обл.) склонно полагать, что поднятый нами пилот - Маслов Павел Владимирович, лётчик 516-ого ИАП (153-й Гв.ИАП) 203-й ИАД (12 Гв.ИАД). Осознаём всю ответственность сделанного нами заявления.

     Теперь про документы, которыми мы располагаем на данный момент.

     Вначале поисковых мероприятий, удалось обнаружить документ ЦАМО №19223 "Потери 203 ИАД" за июль 1942 года. В этом документе сказано, что Маслов Павел Владимирович не вернулся с боевого задания и похоронен в Орловской области, Жиздринском районе, в деревне Катовичи.

Документ №19223 - Потери 203 ИАД 516 ИАП.

     Но потом мы нашли еще один документ ЦАМО №18076 "Потери 203 ИАД 516 ИАП" с 20 по 29 июля.

Документ №18076 - Потери 203 ИАД 516 ИАП.

     В этом документе тоже сказано, что Маслов Павел Владимирович не вернулся с боевого задания, но место захоронения неизвестно. Сравнили эти два документа с тем, что прислали из ЦАМО крайний раз. Получается, что совпадают только фамилии: Маслова П.В., Анисимова А.П., Финогенова А.Я., Войтова В.С. и Смирнова Н.М., хотя во втором документе (Документ №18076 - Потери 203 ИАД 516 ИАП) он указан, как Семенов. Снова неразбериха с данными, т.е. с фамилиями, вместо Смирнова указан Семенов, у Маслова П.В. в одном документе из родных указана жена, а в другом отец. И это обычная практика для документов того времени, всё-таки шла война и неразберихи в документации хватало. Плюс человеческий фактор. Так вот, в ответе из архива (Ответ Пермякова И.А. лист_1) ссылаются на «Книгу учёта безвозвратных потерь за 1941-47гг.» и «Журнал лётных происшествий», где обязаны быть указаны данные о местах захоронения погибших пилотов, если таковые имеются. «Книга учёта безвозвратных потерь за 1941-47гг.» велась до 1947 года и в дивизии не знали точного места гибели пилота и места его захоронения. Маслов П.В. числился не вернувшимся с боевого задания. Поэтому в документе (Документ №19223 - Потери 203 ИАД 516 ИАП за 1942-й год), где указано, что Маслов П.В. похоронен в Орловской области, Жиздринском районе, в деревне Катовичи – просто ошибка. Иначе данная информация должна была быть продублирована и в других документах. Это всё-таки военные документы, а не какие-либо записки и т.д.

     Возможно, пролить свет на происходящее летом 1942 года смогли бы документы ЦАМО: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 - "Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии", 06.02.42-12.11.42, 45 листов, коробка 10157». Но, в ЦАМО по факту в наличии только: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.5 - "Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии", 14.11.42-31.12.43, 53 листа, коробка 10157». В них всё аккуратно разграфлено - дата, пилот, номер самолета - но, увы, с 14 ноября 1942 года. Как писалось выше, поднятый нами борт сбит летом 1942 года. По месту нахождения данных документов начальник архива Игорь Альбертович Пермяков ничего вразумительного сказать не может. Но кое-что нам всё же удалось выяснить. Чтобы понять, что я имею ввиду, нужно немного окунуться в предысторию.

     Как сообщалось ранее, в 2013 году, найденный нами самолёт Як-1 был сильно разрушен в результате падения и горения. Бортовой номер обнаружить не удалось. Вместе с двигателем найдены костные останки, фрагменты обмундирования и сапог, детали парашюта. Среди прочего, также была обнаружена лицевая часть обложки комсомольского билета. Сам комсомольский билет сгорел и не является читабельным. Было бы наивно полагать, что в огне, где плавился алюминиевый двигатель самолёта, уцелела бумажная комсомольская книжка. Но лицевая часть обложки каким-то чудом не сгорела полностью. О данной находке умышленно не сообщалось, чтобы не делать привязку к тому, был ли пилот комсомольцем, коммунистом или беспартийным.  Поиски могли зайти в тупик из-за личных догадок или предположений не подтверждённых документально.

Обгоревшая лицевая часть обложки КБ.

     За неимением прямых доказательств, перейдём к косвенным. Но почему вы думаете, что в данном самолёте не вернулся с боевого задания именно Маслов П.В? У Вас возник такой вопрос? Вы совершенно правы, если это заметили. Прямых доказательств - нет. И пока ЦАМО не найдёт в своей неразберихе документы: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 - "Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии", 06.02.42-12.11.42,          45 листов, коробка 10157», шансов быть на сто процентов уверенными у нас не будет. А наша девяносто пяти процентная уверенность заключается в том, что Маслов Павел Владимирович был единственным комсомольцем не вернувшимся с боевого задания в том районе боевых действий. Этот факт подтверждают документы из ЦАМО (Документ №18076 - Потери 203 ИАД 516 ИАП). На месте падения была найдена обгоревшая лицевая часть обложки комсомольского билета. В большинстве случаев местом захоронения пилота в документах ЦАМО указывали приблизительное место боя или потери самолёта. И это тоже факт. Есть, конечно, ещё один комсомолец – Анисимов Алексей Павлович, но он был сбит в другом районе и нам не подходит. Кстати, судя по документам ЦАМО, А.П. Анисимов был сбит в тылу наших войск, далеко от вышеуказанного места падения и скорее всего найден и захоронен.

     Ну, а не нашли Маслова Павла Владимировича до наших дней вот почему. Во-первых, разбился его самолёт в 2,5 км от Котович 6 июля 1942 года. 06.07.42г. по архивным документам, Котовичи уже наши, но место падения самолёта осталось под немцами. Иначе, если бы наши солдаты или местные жители обнаружили место гибели пилота, то обязательно бы данный факт отразился в документации полка, дивизии и т.д. Данную мысль подтверждает и отсутствие на мемориале в Котовичах фамилии Маслова П.В. Кстати, в августе самолёт Маслова уже не числится в документах, а это тоже косвенное доказательство. Наши войска оказались на месте крушения самолёта только зимой 1943 года, но под февральским снегом место падения самолёта просто не заметили, поэтому и не обнаружили нашего «красного сокола». Это сейчас в самолётах много алюминия и всевозможного металла, а в годы ВОВ самолёты были с минимумом дорогостоящего и стратегически важного алюминия, а часть деталей, не говоря уже о хвостовой обшивке, делали и вовсе деревянными. Вот и разлетался, упавший в высоты самолёт на мелкие куски. Только при ударе о землю моторная группа, с втянутыми по инерции останками пилота, и оставалась. Не мудрено, что под снегом место падения не заметили, а специально и не искали, т.к. шли боевые действия, люди гибли в большом количестве и т.д.

     Поэтому ещё раз повторим, что руководство поисково-технического отряда «Раритет» (г.Жуковский Московской обл.) и поискового отряда «Александр Невский» (г.Людиново, Калужской обл.) склонно полагать, что поднятый нами пилот - Маслов Павел Владимирович, лётчик 516-ого ИАП (153-й Гв.ИАП) 203-й ИАД          (12 Гв.ИАД).

     С поиском родственников П.В.Маслов всё было тоже не просто. Из документов ЦАМО мы знали, что Павел Владимирович призывался Саратовским облвоенкоматом. Туда же сообщили об исключении погибшего лётчика из списков Красной армии.

Приказ в Саратовский ВК - П.В.Маслов.

     Запрос в местный военкомат и телефонное общение с представителями военного комиссариата не увенчалось успехом. Тогда попробовали найти хоть кого-то из Вольска, кто может и хочет помочь. Многие к кому мы обращались просто посылали нас в мягкой или в грубой форме, кто-то просто игнорировал. Хорошо, что нашлись достойные люди, которые сумели помочь. Огромная благодарность работникам МУ "Информационный центр "Вольская жизнь". Представители «Вольской жизни» написали статью в своей газете под заголовком: «Родственники, откликнитесь, найден погибший летчик Маслов».

     Вот выдержка из этой статьи: «В Книге Памяти Саратовской области т.3 сказано, что погибший летчик          П.В. Маслов похоронен у ст. Пробуждение, Орловской области». Получается, что это третий вариант – один пропал без вести, второй - захоронен в деревне Катовичи и третий - у станции Пробуждение. Полагаем, что сведения о П.В.Маслове в «Книгу Памяти Саратовской области» также заносили на основании каких-то документов.

     На статью откликнулась Маслова Валентина Ивановна (единственная родственница Павла Владимировича), проживающая в Вольске. Остальные, более молодые родственники проживают в разных городах России и Украины.
     Мы переслали все имеющиеся у нас материалы о П.В.Маслове в редакцию газеты «Вольская жизнь». Сотрудниками газеты все документы были распечатаны и переданы В.И.Масловой.

     Заместитель командира отряда Д.В.Орлов созванивался с Валентиной Ивановной и пригласил её приехать на место падения самолёта Павла Владимировича, но В.И.Маслова отказалась от предложения, сославшись на плохое самочувствие.

     Но самое главное, что у Валентины Ивановны сохранилась в семейном альбоме фотография Маслова Павла Владимировича!

П.В.Маслов в кругу семьи.

     Фотография П.В.Маслова в кругу семьи сделана в период, когда он был командирован для получения Як-1 и воспользовался моментом заехать домой. На фото изображены его родители и два младших брата. Старший брат Тимофей пропал без вести в конце лета 1941г.

Фото старшего брата - Маслова Тимофея Владимировича.

     П.В.Маслов был лётчик геройский. Об этом свидетельствуют документы, подтверждающие то, как воевал с фашистами молодой пилот в свой 21 год. Документы, описывающие подвиги Павла Владимировича Маслова и Приказ о награждении его "Орденом Красной Звезды".

Приказ о награждении П.В.Маслова и наградной лист.

     Чтобы отдать дань памяти и уважения П.В.Маслову, на месте гибели лётчика был установлен памятный знак. Командир ПТО «Раритет» Андрей Борисович Мысливец отреставрировал лопасть самолёта Як-1 на котором летал наш герой. А ребята из поискового отряда «Александр Невский» изготовили памятную табличку и установили данную лопасть и табличку на постамент. Теперь место, где погиб Павел Владимирович Маслов, не просто воронка в лесу, а памятник, который мы сделали своими силами.

Памятник на месте падения П.В.Маслова.

     Но история на этом не заканчивается. На почту Д.В.Орлову прислал письмо Юрий Михайлович Момот - муж племянницы П.В.Маслова. В нём говорилось, что он узнал от своей тещи Масловой Валентины Ивановны о нахождении места гибели П.В.Маслова. Юрий Михайлович рассказал нам, что окончил Вольское ВВУТ, был зам. командующего корпуса ПВО по тылу. Поисками места гибели брата усердно и долго занимался средний брат - Маслов Федор Владимирович, который и посвятил Ю.М.Момота в историю поисков, показав ему фронтовые письма П.В.Маслова и рассказав все о брате-летчике.

     Треугольные письма от П.В.Маслова после смерти Ф.В.Маслова затерялись и не дошли до сего времени. Но в памяти Юрия Михайловича четко зафиксированы строки из писем П.В.Маслова и рассказы среднего брата погибшего летчика, который и подарил Ю.М.Момоту фотографию пилота, где на обороте карандашом были записаны все данные брата.

     Вот эти строки. Выдержка из письма Юрия Михайловича:

     «Маслов Павел Владимирович родился в мае 1921г. В 1938г. окончил Вольский аэроклуб, в августе 1940 закончил Энгельское военное летное училище. Мл. лейтенант. С 22.06.1941г. воевал на И-16 в Сумской обл.(Украина). Убыл в Саратов для получения ЯК-1 и отправлен на Московское направление. Погиб 6 июля 1942г. Из письма родным техника самолета следовало, что он выполняя задание, будучи командиром звена, вышел из боевого строя, вероятнее всего получив ранение от обстрела зенитной артиллерии, и взял курс на свой аэродром. До аэродрома не долетел, предположительно потеряв сознание от полученных ран и вместе с самолетом рухнул на землю не воспользовавшись парашютом. Имел на счету 4 сбитых вражеских самолета, награжден орденом "Красной Звезды"(из его писем родным)».

     Юрий Михайлович прислал нам фотографию Павла Владимировича Маслова, на обороте которой была сделана данная запись.

Фотография П.В.Маслова, которую прислал Ю.М.Момот.

     Также Юрий Михайлович Момот пишет:

     «Я с детства бредил авиацией ВОВ и поэтому погибший в свои 21 год (совсем мальчишкой) Павел был для меня образцом героя того времени. Я и мои дети бережно храним память о П.В.Маслове. У меня есть предчувствие того, что вы нашли Як-1 именно Маслова Павла Владимировича.»

     В завершении повествования хотим поблагодарить всех, кто помогал, помогает и будет помогать нам в поиске новых документов, которые позволят нам со стопроцентной уверенностью утверждать, что мы всё сделали правильно и нигде не ошиблись. Не ошибается только тот, кто ничего не делает…